11e869d7     

Маршак Самуил - Статьи, Выступления, Заметки, Воспоминания



Самуил Яковлевич Маршак
Статьи, выступления, заметки, воспоминания
ТЕАТР ДЛЯ ДЕТЕЙ
"Детский театр" мыслился до сих пор как театр, в котором участвуют
дети. Профессиональных детских театров (труппа Чистякова {1} и др.) у нас
было немного. Зато любительские детские спектакли устраивались часто - в
гимназиях, институтах, и в прежние времена, а сейчас еще чаще, чуть ли не в
каждой школе, детском доме и очаге.
О создании особого детского репертуара думали и думают до сих пор очень
мало. В случае надобности берется с запыленной полки какая-нибудь пьеска про
зайчиков, фей, гномов или из якобы "детской жизни", в слащавой и фальшивой
трактовке. Постановка пьесы носит обыкновенно все черты любительщины,
плохого подражания театру взрослых.
Но в театре взрослых идет постоянная ломка, постоянные искания. Детский
же театр берет грим, бутафорию, занавес, бороды, костюмы - как непреложный
закон. Если детские спектакли и напоминают "настоящий театр", то, во всяком
случае, - очень плохой театр, лишенный творчества.
Заученные слова и наклеенные бороды не есть детское искусство. Это
скучно и ненужно, хотя, может быть, и доставляет удовольствие участвующим в
спектаклях детям, как доставляет многим детям удовольствие чтение
произведений Чарской {2}.
Если в рисовании или в рукодельной работе нам важнее всего свободное
выявление индивидуальности ребенка, Этого маленького дикаря, в дикости и
самобытности которого таятся неисчерпаемые возможности, то в детских
представлениях должна также выявиться самобытная индивидуальность ребенка.
В детской жизни есть искусство, весьма близкое к сценическому: это
свободная игра. С нее и надо начинать. Ведь уже трехлетние дети не только
"представляют", но и сочиняют целые пьесы, играя в лошадки, в поезд,
трамвай, пожарных и т. д. Такие импровизированные спектакли в тысячу раз
интересней и талантливей специально устроенных спектаклей в гимназиях или
детских домах. Посмотрите, - горят щеки и блестят глаза у ребят,
преследующих изворотливого "разбойника", или ведущих войну, или бегущих
тушить воображаемый пожар, - это ли не вдохновение, это ли не искусство,
хотя тут нет ни костюмов, ни бород, ни бутафории. _Детям доступно высшее
искусство - импровизация_. Не заменяйте ее там, где не надо, нарочитостью и
скучной подготовкой.
Автору этих строк случилось наблюдать свободную детскую игру,
представлявшую собою уже не зачатки драматического искусства, а вполне
развитое сценическое действие,
В Англии, в свободной школе Ф. Ойлера (в Тинтерне, Уэльс) руководители
часто читали детям старые легенды, сказания и современные повести о короле
Артуре и рыцарях Круглого стола {3}. Дети, увлеченные рыцарским эпосом,
образовали свой собственный "Круглый стол" и распределили между собой имена
важнейших рыцарей. Распределение ролей было как нельзя более удачно. Роль
сэра Ланселота, великодушного, безупречного и скромного рыцаря, была дана
мальчику, превосходившему всех других товарищей прямотой, честностью и
выдержкой характера. Другому мальчику, пылкому и отважному, было присвоено
имя рыцаря Тристана и т. д. Как в мистериях, происходящих в Обераммергау
{4}, роли эти были постоянными и могли передаваться другим мальчикам только
в случае недостойного поведения носителя славного имени. Я наблюдал эту игру
в течение целого лета. Она неизменно происходила на лесной поляне. Вначале
игра была совершенно произвольной и несогласованной. По мере ее развития
вырабатывались постоянные формы, устанавливались ха



Содержание раздела